Мы все привыкли к «обычному» евклидову пространству, где параллельные прямые никогда не пересекаются и всегда
остаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Двумерное евклидово пространство называется плоскостью.
Древнегреческий учёный Евклид первым перечислил основные правила геометрии – аксиомы, но аксиома о параллельных долгое время вызывала споры среди математиков. В XIX веке оказалось, что, отменив эту аксиому, можно получить другую геометрию, ничуть не хуже евклидовой.
Геометрия Римана, или сферическая геометрия, описывает
пространство постоянной положительной кривизны, например, поверхность сферы. Роль прямых линий здесь выполняют большие
круги, такие как экватор и меридианы. Любые две «прямые» рано или поздно пересекаются; сумма углов любого
треугольника больше 180°.
Геометрия Лобачевского, или гиперболическая геометрия,
описывает пространство постоянной отрицательной кривизны. Если две «прямые» не пересекаются, то они расходятся
всё дальше и дальше друг от друга; сумма углов любого треугольника меньше 180°.
Двумерное пространство Римана – это сфера. А вот двумерное пространство Лобачевского является бесконечным и
не имеет наглядных аналогов. Один из способов «заглянуть» в пространство Лобачевского и изучать его –
диск Пуанкаре. Это отображение бесконечного двумерного пространства
Лобачевского в конечный плоский диск (находящийся на обычной, евклидовой плоскости). «Прямые линии» в пространстве
Лобачевского выглядят в диске Пуанкаре как дуги, а одинаковые объекты кажутся разного размера. Граница диска изображает точки,
находящиеся бесконечно далеко.
Если вместо прямых линий использовать изогнутые отрезки, то можно превратить восьмиугольники в более сложные фигуры.
Затем, можно раскрасить каждое множество птиц в разные тона оранжевой и синей гаммы, чтобы соседние птицы были разных цветов.
Приведённая здесь демонстрация использует всего одно изображение птицы. Специальный шейдер (алгоритм, исполняемый на видеокарте) размножает это изображение, искривляет его согласно формулам диска Пуанкаре и перекрашивает в разные цвета. Когда пользователь двигает изображение мышкой или пальцем, скрипт вычисляет смещение диска Пуанкаре и отправляет эти значения в видеокарту. Поскольку рисование изображения производится на видеокарте, можно отображать сложную анимацию в реальном времени, не ограничиваясь скоростью работы обычных скриптов.
Голландский художник Мауриц Корнелис Эшер интересовался художественной стороной математики и геометрии. В частности, несколько его картин изображают разбиение пространства Лобачевского с помощью диска Пуанкаре, самые известные из них – Circle Limit III и Circle Limit IV. Эшер тоже заменял правильные многоугольники сложными фигурами – рыбами, ящерицами, ангелами и демонами.
В моей демонстрации намеренно использована более сложная и асимметричная фигура птицы, поэтому в общем результате симметрия получилась довольно сложная и на первый взгляд незаметная. В картинах Эшера симметрия всегда наглядна, и нетрудно определить, на каких многоугольниках она основана.
Ну и ещё Эшер рисовал свои картины вручную (или даже вырезал на дереве) и, конечно, не мог использовать компьютерную анимацию.
На сайте другого шведского программиста можно создавать и двигать интерактивные разбиения гиперболической плоскости, отображённые с помощью диска Пуанкаре, а также почитать много интересного про геометрию Лобачевского. Другая демонстрация позволяет разбиение евклидовой плоскости на правильные многоугольники превратить в произвольные фигуры.